Индекс материала
Методические рекомендации по проведению проверок учреждений образования по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Все страницы

 

Методические рекомендации по проведению проверок учреждений образования по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выполнению условий коллективных договоров, соглашений 

 

Приложение к письму ЦК Профсоюза

от 5 февраля 2008 г. № 35

 

 I. Общие положения 

1. Методические рекомендации по проведению проверок учреждений образования по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (далее – Рекомендации) разработаны на основании Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, далее – ТК РФ), Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также в соответствии с пунктом 2.3. Положения о правовой инспекции труда Профсоюза, утвержденного постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 04.10.2002 г. № 11 (в редакции постановления Президиума ЦК Профсоюза от 26.04.2007 г. № 11), с учетом обобщения практики проведения проверок соблюдения трудового законодательства правовыми инспекторами труда территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также государственными инспекторами труда.

2. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения проверок учреждений образования (образовательные учреждения различных типов и видов, другие организации и учреждения системы образования и науки) по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений (далее – трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права) правовыми (главными правовыми) инспекторами труда, в том числе внештатными правовыми инспекторами труда, Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее – правовые инспекторы труда), а также примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении проверок.

3. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводятся с целью: - выявления нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;- предупреждения нарушений прав и законных интересов работников  учреждений образования;- обеспечения защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников, являющихся членами профсоюза;- принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников учреждений образования и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

4. В своей деятельности правовые инспекторы труда руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ), Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными законами и нормативными правовыми актами[1], а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Положением о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ и настоящими Рекомендациями.

 

 II. Планирование и порядок проведения проверки 

5. Работа территориальной правовой инспекции труда ведется по плану. Мероприятия этого плана распределяются между правовыми инспекторами труда, план работы которых составляется на месяц (квартал, год) главным правовым инспектором труда и утверждается председателем территориальной организации Профсоюза. Планы мероприятий правовой инспекции труда территориальной организации Профсоюза по проведению проверок соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, могут координироваться с планами работы государственной инспекции труда, органов управления в сфере образования, а также других государственных органов надзора и контроля.

6. По истечении месяца (квартала, года) подводятся итоги работы территориальной правовой инспекции труда, анализируются полученные результаты и намечаются задачи на будущее. Итоги проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, обсуждаются на заседаниях руководящих выборных коллегиальных профсоюзных органов, а также могут обсуждаться на совещаниях либо совместных с органами государственного надзора и контроля заседаниях, коллегиях.

7. В целях обеспечения учета проводимых проверок по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, ведется журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего (-их) мероприятие по контролю, и его (их) подпись (приложение № 1 к Рекомендациям).

8. Проверки соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводятся на основании поручений (постановлений, распоряжений) выборных профсоюзных органов (коллегиальных и единоличных) либо главного правового инспектора труда Профсоюза (приложение № 2 к Рекомендациям).

9. В поручении (постановлении, распоряжении) о проведении проверки указываются:- номер и дата поручения (постановления, распоряжения) о проведении проверки;- наименование органа, по поручению (постановлению, распоряжению) которого проводится проверка;- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (-ых) на проведение проверки;- наименование юридического лица, в котором проводится проверка;- сроки, цели, задачи и предмет проверки;- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

10. Поручение (постановление, распоряжение) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется правовым инспектором труда, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно с удостоверением правового инспектора труда.О времени посещения учреждения образования целесообразно предварительно договориться с руководителем, уведомив его о том, присутствие каких специалистов и служб учреждения и какие данные потребуются при проверке, договориться об освобождении на время проведения проверки не освобожденного от работы председателя первичной профсоюзной организации.

11. В случае направления письменного уведомления работодателю в нем указываются: основание проведения проверки, дата проведения проверки, фамилия, имя, отчество правового инспектора труда, уполномоченного на проведение проверки, контактный телефон и др.

12. При посещении учреждения образования правовому инспектору труда следует представиться руководителю учреждения образования, председателю первичной профсоюзной организации и, при необходимости, ознакомить их с Положением о правовой инспекции труда Профсоюза, с правами и полномочиями правового инспектора труда, разъяснить основные цели, задачи и предмет проверки, попросить дать поручения соответствующим службам учреждения о подготовке необходимых документов для проверки.В ходе проверки желательно не только работать с документами, но и встретиться с работниками, выслушать их жалобы и заявления, при необходимости взять объяснения должностных лиц по тем или иным фактам допущенных нарушений.

13. В случае если руководство учреждения образования препятствует проведению проверки, правовой инспектор труда разъясняет, что такие действия являются нарушением статьи 370 ТК РФ, статьи 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и влекут за собой ответственность, предусмотренную статьей 378 ТК РФ, статьей 30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно необходимо поставить в известность председателя территориальной организации Профсоюза (заместителя председателя), главного правового инспектора труда территориальной организации Профсоюза о факте воспрепятствования правовому инспектору труда в проведении проверки. При отказе руководителя учреждения образования представить те или иные документы со ссылкой на коммерческую тайну необходимо разъяснить последнему положения законодательства РФ, содержащие перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).При проведении проверки правовыми инспекторами труда в случае отказа руководителя учреждения образования предоставить доступ к информации, содержащей персональные данные работника, необходимо разъяснить руководителю требования, относящиеся к передаче персональных данных работника. Так, в соответствии со статьей 88 ТК РФ работодатель обязан передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

14. Все проверки разделяются на плановые и внеплановые. Плановые проверки бывают комплексными и тематическими. Комплексные проверки охватывают самый большой объем контрольных мероприятий по всему спектру вопросов соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Тематические проверки проводятся по одному из разделов Трудового кодекса РФ (например, трудовой договор, рабочее время, время отдыха и т.д.), а также в случае, если работник просит, чтобы его жалоба осталась в тайне, тема проверки определяется исходя из жалобы заявителя и разделов Трудового кодекса РФ.

15. Внеплановые проверки разделяются на целевые и контрольные. Целевые проверки связаны с жалобами работников или с мероприятиями по расследованию несчастных случаев. При проведении целевой проверки правовой инспектор труда ограничивается исследованием тех обстоятельств, которые указаны в жалобе. Однако если в ходе проверки обнаружатся какие-либо иные нарушения закона, то может быть проведена комплексная проверка.Назначение контрольных проверок состоит в том, чтобы убедиться, что все предписания об устранении нарушений, установленных в ходе основной проверки, выполнены.

16. Проверку соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, правовой инспектор труда может осуществлять как самостоятельно, так и совместно с государственными органами надзора и контроля. Если информация о нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, поступила в правовую инспекцию труда из других контролирующих и надзорных органов, официальных сообщений руководителей учреждений, сведений, содержащихся в средствах массовой информации, правовые инспекторы труда могут провести совместную проверку.

17. При осуществлении своих полномочий правовая инспекция труда Профсоюза взаимодействует с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по охране труда и работодателями, другими государственными и общественными организациями.В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости (далее – Роструд), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324, Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В полномочия Роструда входит осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказом Роструда от 10.12.2004 г. № 47 утверждены формы документов в целях обеспечения деятельности территориальных органов Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 г. № 116, контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования.К полномочиям Рособрнадзора относится осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования высшими учебными заведениями, а также научными организациями и образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования путем проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций; анализа причин возникновения нарушений законодательства РФ в области образования; воздействия на нарушителей законодательства РФ в области образования.

18. При проверке жалобы, заявления правовой инспектор труда обязан  соблюдать конфиденциальность источника жалобы, если заявитель возражает против сообщения данных об источнике жалобы.

19. Срок проведения проверки зависит от цели и объема материалов, подлежащих проверке. При проверке, как правило, анализируется состояние дел по соблюдению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в течение года, предшествующего дате проверки.

20. В ходе проверки в зависимости от её целей изучению подлежат вопросы социального партнерства, трудовых договоров, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров и другие вопросы (приложения № 3, № 4, № 5, № 6 к Рекомендациям).

21. В рамках координации деятельности правовой инспекции труда и технической инспекции труда Профсоюза и в целях обмена опытом работы по обеспечению защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников в области охраны труда, обеспечения взаимодействия с органами управления в сфере образования, органами государственного надзора и контроля, объединениями работодателей проверки могут проводиться совместно с техническими инспекторами труда Профсоюза, в том числе на основе совместного планирования мероприятий по контролю. 

III. Оформление результатов проверки.

Порядок предъявления требований к работодателю 

22. По результатам проверки правовым инспектором труда оформляется акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и (или) представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

23. Акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (по форме № 3-ПИ), составляется правовым инспектором труда с целью фиксации допущенных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, объяснений должностного лица, допустившего нарушения, и принятия решения правовым инспектором труда о вынесении представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов и (или) требования о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.Акт составляется в трех экземплярах: первый – выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство, второй – направляется руководителю учреждения, третий – передается в выборный орган первичной профсоюзной организации.Целесообразно приложить справки, копии приказов (распоряжений), других документов, подтверждающих выявленные нарушения трудовых прав работников и законодательства Российской Федерации.

24. В случае если выявленные нарушения законов и иных нормативных правовых актов требуют устранения, правовым инспектором труда в адрес лица, нарушившего законы и иные нормативные правовые акты, выносится представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (по форме № 1-ПИ).Правовой инспектор труда контролирует своевременное выполнение работодателем, его представителями и иными должностными лицами учреждения представлений, которые направлены на восстановление нарушенных прав и законных интересов работников.

25. С итогами проверки (акт о нарушении трудового законодательства, представление об устранении выявленных нарушений и др.) в возможно короткие сроки необходимо ознакомить руководителя учреждения образования, председателя профкома. Также желательно провести встречу с административно-управленческим персоналом учреждения (директором, заместителями директора, начальником и работниками отдела кадров, руководителями соответствующих подразделений), председателем первичной профсоюзной организации по итогам проверки и разъяснению положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

26. В случае если в ходе проверки были выявлены факты, требующие реагирования государственных, правоохранительных органов, а также в случае систематического неисполнения представлений правового инспектора труда об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, со стороны лица, нарушившего законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, правовым инспектором труда в государственные, правоохранительные органы вносится требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (по форме № 2-ПИ). 

IV. Особенности проверки отдельных вопросов 

4.1. Социальное партнерство 

При проверке данного вопроса, которая может осуществляться как в профсоюзном комитете, так и у руководителя учреждения либо иного уполномоченного им лица, следует изучить коллективный договор учреждения и приложения к нему, обратив внимание на:

- стороны социального партнерства, которые заключили коллективный договор, полномочность представителей сторон (статьи 29, 33 ТК РФ);

- порядок документирования процедуры ведения коллективных переговоров;- содержание коллективного договора и срок его действия (статьи 41, 43 ТК РФ);- соотношение содержания и структуры коллективного договора с положениями статьи 41 ТК РФ, иных законов и нормативных правовых актов;

- сроки регистрации коллективного договора в соответствующем органе по труду и в вышестоящей профсоюзной организации (статья 50 ТК РФ);

- наличие условий коллективного договора, противоречащих законодательству, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Если таковые имеются, то необходимо отразить это в акте проверки и сообщить об этом руководителю учреждения образования и председателю профсоюзного комитета, а также в соответствующую вышестоящую профсоюзную организацию, осуществившую регистрацию коллективного договора. При необходимости следует разъяснить соответствующим должностным лицам и профкому о том, что условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (часть 2 статьи 9 ТК РФ, статья 50 ТК РФ). Если такие условия применялись, следует включить предложение об их устранении в представление об устранении выявленных нарушений закона и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- иные условия коллективного договора с тем, чтобы проверить, как они выполняются (например, предусматривающие оплату времени приостановки работы (статья 142 ТК РФ), предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу в ночное время, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статьи 92, 96,146, 147, 149, ТК РФ) и т.д.);

- соблюдение работодателем установленного порядка учета мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации (согласование с ним) при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (графиков сменности, графиков отпусков, в случаях привлечения к сверхурочным работам и др.), при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором (статьи 8, 372 ТК РФ);

- выполнение работодателем обязанностей по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзного комитета (статья 377 ТК РФ), перечислению профсоюзных взносов и другие обязанности, в том числе предусмотренные коллективным договором, соглашениями;

- наличие или отсутствие ежегодного плана мероприятий по выполнению коллективного договора;

- выполнение работодателем обязанности по ознакомлению принимаемых в учреждение работников с коллективным договором, иными локальными нормативными актами, а также доступность для ознакомления с ними работников. 

4.2. Трудовой договор 

Проверка вопросов соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, при заключении, изменении, расторжении трудового договора производится в отделе кадров учреждения образования либо у лица, ответственного за ведение документов по кадровым вопросам, путем ознакомления с приказами (распоряжениями) по личному составу и иными документами, хранящимися в личных делах работников, порядком ведения трудовых книжек, трудовыми договорами, договорами о полной материальной ответственности и др.Проверка соответствия заключаемых трудовых договоров законодательству Российской Федерации включает в себя:

- ознакомление с примерной формой трудового договора в учреждении, содержанием заключенных трудовых договоров и наличием в них сведений и условий, обязательных для внесения в трудовой договор, а также с порядком внесения в трудовые договоры изменений и дополнений (статья 57 ТК РФ);

- ознакомление с различными видами трудовых договоров: на неопределенный срок, на определенный срок, с лицами, работающими по совместительству, с работниками, занятыми на сезонных работах, и др.;

- установление порядка издания приказов (распоряжений) о приеме на работу, наличие на каждого работника карточки унифицированной формы № Т-2 (личная карточка работника), соответствие записи в карточке записям в трудовой книжке, наличие в карточке подписей работника;

- проверку обоснованности заключения срочных трудовых договоров (статьи 58, 59 ТК РФ);- ознакомление с порядком и условиями проведения конкурсного отбора, предшествующего заключению трудового договора, с научно-педагогическими работниками в высшем учебном заведении (статья 332 ТК РФ);

- ознакомление с порядком учета движения и выдачи трудовых книжек, условиями их хранения, порядком выдачи и оформления вкладышей, проверку соответствия записей в трудовых книжках формулировкам приказов (распоряжений);

- ознакомление с практикой оформления трудовых отношений с совместителями (статьи 60¹, 282 ТК РФ), проверку продолжительности их рабочего времени (статья 284 ТК РФ), порядка предоставления отпусков (статья 286 ТК РФ) и др.;

- ознакомление с книгой учета личного состава работников (книга (журнал), картотека учета приема, перемещения, перевода, увольнения работников (в т.ч. временных)), включая определение соответствия их содержания трудовому законодательству, в том числе в случае перевода работников на другую работу, изменения определенных сторонами условий трудового договора (статья 72 ТК РФ) и в других случаях;

- выявление работников, в том числе работающих на условиях внутреннего или внешнего совместительства, с которыми трудовой договор не заключен в письменной форме либо не оформлен в течение трех дней в письменной форме при фактическом допущении к работе (статьи 67, 68 ТК РФ);

- ознакомление с практикой оформления трудовых договоров в письменном виде с работниками, которые ранее были приняты на работу без письменного оформления трудового договора. Кроме того, в ходе проверки по вопросам, связанным с высвобождением работников, необходимо выяснить:

- проводилось ли в учреждении в проверяемом периоде или планируется ли сокращение численности или штата работников; - соблюдение порядка уведомления о мероприятиях, связанных с сокращением численности или штата работников, профсоюзного комитета;

- соблюдение сроков предупреждения работников о сокращении численности или штата работников;

- соблюдение порядка увольнения педагогических работников образовательных учреждений в связи с сокращением численности или штата только после окончания учебного года (пункт 77 Типового положения о высшем учебном заведении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264 (далее – ТП о вузе), пункт 57 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 г. № 160, пункт 55 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 г. № 650);

- соответствие проводимой работы по сокращению численности или штата работников требованиям ТК РФ, иным нормативным правовым актам, коллективному договору, соглашениям;

- применение учреждением при угрозе массового увольнения мер, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями;

- соблюдение порядка учета мнения (согласование) соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации;

- предоставление предусмотренных ТК РФ льгот и компенсаций высвобождаемым профсоюзным работникам;

- практику прекращения трудового договора по инициативе работодателя по иным основаниям и соблюдение при этом требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по выплате выходного пособия. 

4.3. Трудовая книжка 

Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В настоящее время по вопросам, связанным с трудовой книжкой работника, следует руководствоваться:

- постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»;

- постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»;приказом Минфина России от 22.12.2003 г. № 117н «О трудовых книжках».

При проверке правильности ведения трудовых книжек следует обратить внимание на:

- ознакомление с порядком учета движения и выдачи трудовых книжек, условиями их хранения, порядком выдачи и оформления вкладышей;

- проверку соответствия записей в трудовых книжках формулировкам приказов (распоряжений);

- своевременность внесения в трудовую книжку изменений, касающихся сведений о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую работу и об увольнении работника, а также основании прекращения трудового договора, сведений о награждении за успехи в работе, об изменении наименования учреждения или наименования должности;

- проверку соответствия наименований должностей, специальностей или профессий в трудовых книжках наименованию и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (квалификационных характеристиках);

- ознакомление работника с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую работу и увольнении под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку;

- внесение записи об увольнении при прекращении трудового договора со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт (подпункт) статьи Трудового кодекса РФ;

- внесение записи о присвоении квалификационной категории с даты вынесения решения аттестационной комиссией;- правильность внесения записей в графу 4 об основаниях внесения записей в трудовую книжку;

- внесение в трудовую книжку записи с указанием оснований (соответствующих документов):а) о времени военной службы; б) о времени повышения квалификации, переквалификации и подготовки кадров (с отрывом от работы). 

4.4. Рабочее время и время отдыха, распределение учебной нагрузки 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» и постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191), а также в целях упорядочения режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений в течение учебного года, в каникулярный период и в период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха). Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха. При проверке следует обратить внимание на наличие в правилах внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) образовательного учреждения раздела, связанного с режимом рабочего времени, наличие графиков работы, расписания занятий, согласование их с выборным органом первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, наличие случаев нерационального использования рабочего времени учителей (разделение рабочего времени на части с необоснованными перерывами в расписании – «окон»). Особое внимание следует обратить на порядок распределения учебной нагрузки на новый учебный год:

- завершается ли распределение учебной нагрузки до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы учителя знали, с каким  объемом и в каких классах эта нагрузка будет выполняться;

- соблюдается ли принцип преемственности преподавания предметов в классах;

- как обеспечивается стабильность учебной нагрузки у учителей выпускных классов;

- соблюдаются ли установленные сроки предупреждения работников о возможном уменьшении (увеличении) учебной нагрузки;

- имеются ли случаи сокращения учебной нагрузки помимо оснований, установленных пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 г. № 160 (уменьшение количества часов по учебному плану и программам, сокращение количества классов (групп));

- соблюдается ли порядок, требующий письменного согласия учителей на установление учебной нагрузки больше или меньше нормы часов, за которую им выплачиваются ставки заработной платы;

- имеются ли случаи принятия решений органами управления в сфере образования, устанавливающих в нарушение законодательства предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться учителями, другими работниками в том же образовательном учреждении (статья 333 ТК РФ);

- какие решения органов управления в сфере образования приняты в отношении руководителей образовательных учреждений в части ведения ими преподавательской работы;

- выявить случаи и причины отсутствия у учителей учебной нагрузки в пределах установленной нормы, а также случаи, когда при наличии таких учителей учебная нагрузка предоставляется лицам, выполняющим ее помимо основной работы (включая руководителей), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления в сфере образования и учебно-методических кабинетов);

- соблюдаются ли гарантии (в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191) в отношении учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, а также учителей, преподавателей, у которых она уменьшается в течение учебного года по независящим от них причинам;

- соблюдается ли общий порядок установления (уменьшения в течение учебного года, на следующий учебный год) учебной нагрузки учителям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением либо занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

- как учитывается мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при распределении учебной нагрузки. При этом целесообразно использовать рекомендации по установлению учителям учебной нагрузки и контролю за правильностью ее установления, которые содержатся в письме ЦК Профсоюза от 26 сентября 2007 г. № 188 «О вопросах установления и изменения учебной нагрузки учителей». 

В ходе проверки в высшем учебном заведении следует обратить внимание на:

- соблюдение положения об установлении учебной нагрузки для педагогических работников в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году (пункт 77 ТП о вузе), 450 часов – для преподавателей-совместителей;

- применение для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом, примерных норм времени (приложение к письму Минобразования России от 26.06.2003 г. № 14-55-784ин/15);

- соотношение объема учебной нагрузки по одноименным должностям профессорско-преподавательского состава на разных кафедрах (с учетом положений коллективного договора).

Необходимо обратить внимание на порядок ведения табеля учета рабочего времени, в том числе, как фиксируются в нем периоды работы в ночное время, в выходные или нерабочие праздничные дни,  сверхурочные работы. На основании ПВТР, коллективного договора, приказов (распоряжений)  необходимо проанализировать:

- соблюдение норм рабочего времени и соответствие положений ПВТР, коллективного договора, трудовых договоров положениям раздела 4 ТК РФ;

- наличие порядка регулирования графиками, планами работы рабочего времени учителей и других педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в части их педагогической работы помимо преподавательской работы, которая не конкретизирована по количеству часов, а вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и ПВТР образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками (квалификационными характеристиками), и должна регулироваться графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (пункт 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха);

- установление сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям работников (лицам до 18 лет, женщинам, работающим в сельской местности, в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, педагогическим, медицинским работникам, работникам, занятым во вредных условиях труда, инвалидам) (статьи 92, 320, 333, 350 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191, постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (далее – Список профессий и должностей с вредными условиями труда));

- применение для всех категорий работников порядка сокращения продолжительности работы на один час накануне нерабочих праздничных и выходных дней либо иной компенсации переработки в предпраздничный день на отдельных видах работ, в том числе для работников, имеющих сокращенную продолжительность рабочего времени (статья 95 ТК РФ);

- порядок применения сверхурочных работ (статья 99 ТК РФ), порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 112, 113 ТК РФ), в ночное время (статья 96 ТК РФ);

- предоставление выходных дней работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами детства (статья 262 ТК РФ);

- наличие работников, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, и соблюдение в отношении них непрерывного отдыха не менее 42 часов, а также установленной продолжительности рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, но не более года) (статьи 110, 104 ТК РФ);

- порядок и практику предоставления ежегодных отпусков, в том числе:

а) соответствие их продолжительности положениям главы 19 ТК РФ, статьи 334 ТК РФ, постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам», Списку профессий и должностей с вредными условиями труда;

б) наличие в коллективном договоре перечня работников с ненормированным рабочим днем, включение в него работников, которые до введения в действие ТК РФ имели право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день; выявление работников, которые привлекаются к работе сверх нормальной продолжительности, но не включены в такой перечень и не получают оплату за сверхурочную работу; наличие локального нормативного акта, устанавливающего конкретную продолжительность дополнительного отпуска;

в) соблюдение порядка отзыва работников из отпуска;

г) возможность реализации права на отпуск при увольнении в соответствии с ТК РФ, обратив внимание на реализацию права на очередной отпуск временных и сезонных работников (статьи 291, 295 ТК РФ);

д) порядок предоставления отпусков без сохранения заработной платы;- возможность реализации права педагогических работников образовательных учреждений на длительный отпуск сроком до одного года, предусмотренного статьей 335 ТК РФ, статьей 55 Закона РФ «Об образовании», а также соблюдение порядка и условий предоставления такого отпуска, которые определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, а для работников федеральных образовательных учреждений – Положением о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (утверждено приказом Минобразования России от 07.12.2000 г. № 3570). 

4.5. Оплата труда 

В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По вопросу, касающемуся оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами и другими документами:

Федеральный закон от 04.02.1999 г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;

постановление Правительства РФ от 29.04.2006 г. № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;

постановление Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», которым утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей;

приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 г. № 660 «Об утверждении разъяснения об увеличении с 1 сентября 2007 года оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда»;

приказ Минздравсоцразвития России от 22.10.2007 г. № 663 «О Методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда»;

письмо ЦК Профсоюза от 31 октября 2007 г. № 233 «О порядке повышения заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 г.».

         Проверка проводится в бухгалтерии учреждения или в централизованной бухгалтерии, обслуживающей образовательное учреждение.

При проведении проверки государственных учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений по вопросам оплаты труда работников этих учреждений необходимо наряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами руководствоваться соответствующими нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальными нормативными правовыми актами (в части, не противоречащей федеральному законодательству).

Рекомендуются для рассмотрения следующие вопросы:

 
Тематика вопросов для проверки правильности оплаты труда работниковПредмет проверкиОснования, регулирующие порядок,рекомендации
Соответствие размеров и условий оплаты труда работника (разряда оплаты труда) по занимаемой должности (выполняемой работе, наименованию должности)Трудовые договоры, трудовые книжки, документы по личному составу, штатное расписание, приказ о распределении учебной нагрузки, тарификационный списокНормативные правовые акты, определяющие размеры и условия оплаты труда работников федеральных учреждений, учреждений субъекта РФ, муниципальных учреждений; коллективный договор; локальные нормативные акты   
Правильность исчисления стажа педагогической работы, своевременность изменения оплаты труда при увеличении стажаТрудовые договоры, трудовые книжки (справки о работе), тарификационный списокПорядок исчисления стажа педагогической работы, установленный соответствующими нормативными правовыми актами    
Правильность определения образованияТрудовые договоры, документы об образовании (соответствие записи об образовании в трудовой книжке), тарификационный список Порядок учета уровня образования при оплате труда, установленный соответствующими нормативными правовыми актами   
Своевременность повышения размеров оплаты труда при присвоении квалификационной категории. Учет квалификационных категорий, присвоенных по должности учителя, при преподавании различных предметов, а также при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работыТрудовые договоры, аттестационные листы (сверить дату принятия решения аттестационной комиссией о соответствии работника заявленной квалификационной категории с датой изменения оплаты труда), тарификационный список  Пункт 4.1. Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 г. № 1908; пункт 3 письма Минобразования России и Профсоюза от 15.08.2000 г. № 297/19-10/117; письмо Минобразования России и Профсоюза от 07.02.2003 г. № 03-8ин/22-03/11;нормативные правовые акты органов государственной власти РФ, субъекта РФ, ОМСУ   
Правильность установления ставок заработной платы (окладов), доплат, надбавок лицам, имеющим почетные звания, ученую степеньТрудовые договоры, тарификационный списокНормативные правовые акты органов государственной власти РФ, субъекта РФ, ОМСУ   
Соблюдение процедуры установления доплат за ученую степень лицам, работающим на должностях профессорско-преподавательского состава, с оплатой труда в размере 0,25; 0,5; 0,75 должностного оклада (в том числе по совместительству в том же или ином вузе, ИПК) Трудовые договоры, штатное расписание, лицевые счета по начислению заработной платыПисьмо Минтруда России и Миннауки России от 23.08.1994 г. № 1623-РБ «Об установлении доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук»; нормативные правовые акты органов государственной субъекта РФ
Соблюдение сроков изменения размера ставки заработной платы (оклада) (размеров оплаты труда) при изменении педагогического стажа, образования и других условий оплаты труда Трудовые договоры, приказы (распоряжения) по учреждению, тарификационный списокПорядок и сроки установления размеров оплаты труда, определенныенормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, субъекта РФ, ОМСУ  
Правильность распределения учебной нагрузки учителей, преподавателей на новый учебный год, правомерность ее уменьшения Трудовые договоры, приказ о распределении учебной нагрузки в образовательном учреждении, наличие оснований для ее уменьшения по сравнению с имевшейся в предыдущем учебном годуПункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении; пункт 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении); пункт 50 Типового положения об учреждении начального профессионального образования;письмо ЦК Профсоюза от 26 сентября 2007 г. № 188 «О вопросах установления и изменения учебной нагрузки учителей» 
Соблюдение порядка исчисления заработной платы учителей, преподавателей, других педагогических работников с учетом объема учебной нагрузки (объема работы)  Трудовые договоры, приказ о распределении учебной нагрузки на очередной учебный год, тарификационный списокПостановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 
Соблюдение гарантий по заработной плате для учителей, которым не может быть обеспечен полный объем учебной нагрузки (в установленных случаях)  Трудовые договоры, приказ о распределении учебной нагрузки, приказы о догрузке другой педагогической работой, тарификационный список  Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191  
Обеспечение гарантий сохранения заработной платы учителям (в т.ч. ведущим индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям) и преподавателям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой Трудовые договоры, приказ о распределении учебной нагрузки, основание для уменьшения учебной нагрузки в течение учебного годаПостановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191  
Правомерность почасовой оплаты труда учителей и преподавателейПриказ о распределении учебной нагрузки, наличие вакантных часов, выявление лиц, получающих почасовую оплату труда, приказы о замещении отсутствующих учителей и преподавателей (продолжительность замещения, случаи замещения свыше 2-х месяцев), тарификационный список  Порядок, установленныйнормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, субъекта РФ, ОМСУ  
Применение повышенных ставок и окладов в связи с работой в учреждениях сельской местности, в учреждениях (классах, группах) для детей с отклонениями в развитии (коррекционных) и других при оплате работников с учетом установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)Трудовые договоры, локальные нормативные акты учреждения об установлении перечня работников, которым могут повышаться ставки (оклады), конкретного размера повышения (если размер повышения определяется учреждением самостоятельно в пределах установленного диапазона), тарификационный список Порядок, установленныйнормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, субъекта РФ, ОМСУ  
Применение повышенной оплаты труда за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда (ночное время, сверхурочная работа, вредные, тяжелые условия труда и др.)   Трудовые договоры, приказы (распоряжения) по учреждению, штатное расписаниеТрудовой кодекс РФ (статьи 99, 146-154)
Оплата труда за дополнительную работу, не входящую в должностные обязанностиТрудовые договоры, приказы (распоряжения) по учреждению, тарификационный список, положение об установлении доплат, надбавок, о премировании, коллективный договор Нормативные правовые акты органов государственной власти РФ, субъекта РФ и ОМСУ;коллективный договор; локальные нормативные акты 
Применение стимулирующих выплат: доплаты, надбавки, премии. Соотношение по использованию средств надтарифного фонда учреждения для установления доплат, надбавок, премий руководителей и других работниковТрудовые договоры, смета расходов учреждения, приказы (распоряжения) по учреждению, положения об установлении доплат, надбавок, о премировании, коллективный договорНормативные правовые акты органов государственной власти РФ, субъекта РФ и ОМСУ; положения об установлении доплат, надбавок, о премировании; коллективный договор; локальные нормативные акты  
Правильность применения условий оплаты труда при совместительстве, совмещении профессий, исполнении обязанностей временно отсутствующих работников  Трудовые договоры, приказы (распоряжения) по учреждению, тарификационный список Трудовой кодекс РФ (статьи 60¹, 60², 151, глава 44 и др.) 
Правильность оплаты труда в каникулярное время (в том числе учителей, ведущих индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям), в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим основаниямТарификационный список, приказы по учреждению, распоряжения органов местного самоуправления (органов управления в сфере образования)Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191;Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха 
Участие выборного органа первичной профсоюзной организации при решении вопросов, связанных с оплатой труда работниковКоллективный договор, локальные нормативные акты учрежденияТрудовой кодекс РФ; коллективный договор
Наличие расчетных листков, место, сроки, регулярность выплаты заработной платыЛокальный нормативный акт учреждения об утверждении формы расчетного листка с учетом мнения представительного органа работников, коллективный договор, трудовой договор Статья 136 ТК РФ; коллективный договор
Выявление случаев задержки заработной платы, принимаемые меры по погашению задолженности Ведомости на выплату заработной платы, беседы с работниками 
Наличие случаев незаконного удержания из заработной платыЛицевые счета по начислению заработной платы, ведомости на выплату заработной платы, беседы с работникамиСтатья 137 ТК РФ 

 

В зависимости от целей и задач проверки, состояния кадровой работы, с учетом различных категорий работников, особенностей работы учреждения соблюдение тех или иных положений трудового и социального законодательства, предусматривающих особенности регулирования, проверяется более тщательно. Например, если в коллективе преобладают женщины или имеются работники до 18 лет, инвалиды, необходимо более подробно проверить соблюдение дополнительных гарантий для этих категорий работников.

Если в организации используется практика заключения договоров о полной материальной ответственности, необходимо определить правомерность их заключения.

Целесообразно проводить проверку совместно с техническим инспектором труда Профсоюза, проанализировать обеспечение прав работников на охрану труда, работу по аттестации рабочих мест, выявить виды работ с вредными и (или) опасными условиями труда, проверить, как компенсируется работникам выполнение работы в особых условиях труда, как возмещается вред, причиненный здоровью работника.

 4.6. Аттестация педагогических работников 

При проверке соблюдения установленного федеральным законодательством порядка аттестации следует обратить внимание на следующее:

- наличие аттестационной комиссии в образовательном учреждении, утвержденного регламента ее работы и персонального состава, в который в обязательном порядке должен быть включен представитель выборного профсоюзного органа (пункт 3.6. Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений);

- соблюдение сроков подачи заявлений на прохождение аттестации;

- имеются ли случаи предъявления дополнительных требований для желающих пройти аттестацию (требований о наличии представления со стороны руководителя, об обязательном прохождении курсов повышения квалификации и др.);

- имеются ли случаи отказа в приеме заявления об аттестации, когда необоснованно предъявляются требования о согласовании заявления с руководителем образовательного учреждения;

- имеются ли утвержденные графики аттестации на каждого педагогического работника, изъявившего желание пройти аттестацию, случаи нарушения графиков, их причины;

- имеются ли случаи отказа в приеме заявления и в прохождении аттестации педагогическим работникам, не имеющим высшего образования или имеющим непродолжительный стаж работы;

- соблюдается ли продолжительность проведения аттестации (не более 2-х месяцев со дня ее начала для каждого работника).

На основании протоколов заседаний аттестационной комиссии и других имеющихся материалов необходимо проанализировать порядок рассмотрения заявлений работников на прохождение аттестации, правомочность и законность принятых аттестационной комиссией решений, исполнение решений аттестационной комиссии, в том числе проверить:

- соблюдается ли принцип добровольности прохождения аттестации;

- правильность внесения записи в трудовые книжки о присвоенной квалификационной категории по результатам аттестации;

- соблюдение требования о присвоении работнику квалификационной категории с даты вынесения решения аттестационной комиссией о соответствии работника заявленной квалификационной категории;

- порядок оформления аттестационных листов (находятся ли они в личном деле работника).

 4.7. Трудовая дисциплина 

Проверку данного вопроса следует начать с ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка, обратив внимание на полноту включения в ПВТР положений, предписанных трудовым законодательством, дату и порядок принятия (утверждения) ПВТР (статья 190 ТК РФ), а также на доступность ПВТР для ознакомления с ними работников.

Особо следует обратить внимание на соответствие ПВТР трудовому законодательству, в том числе установленных в ПВТР режима труда и отдыха, применяемых к работникам мер дисциплинарного взыскания и т.д.

Необходимо проверить также законность применения дисциплинарных взысканий (статья 193 ТК РФ), соответствие налагаемых взысканий за нарушение трудовой дисциплины положениям статьи 192 ТК РФ, порядок их обжалования и снятия (статьи 193-194 ТК РФ).

Так, в соответствии со статьей 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Статьей 192 ТК РФ установлено, что к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по следующим основаниям:

пункт 5 части первой статьи 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание);

пункт 6 части первой статьи 81 ТК РФ (однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей);пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности) в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей;пункт 8 части первой статьи 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы) в случаях, когда аморальный проступок совершен работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей; пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ (принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации);

пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ (однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей);

пункт 1 статьи 336 ТК РФ (увольнение педагогического работника вследствие повторного в течение одного года грубого нарушения устава образовательного учреждения).

Перечень дисциплинарных взысканий, закрепленный в статье 192 ТК РФ, является исчерпывающим. Это означает, что применение любого другого взыскания незаконно.

При проверке необходимо обратить внимание на наличие должностных инструкций работников, утвержденных руководителем и подписанных работниками (с учетом мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации), предусматривающих и конкретизирующих права, обязанности и ответственность работников.

 4.8. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров 

При проверке данного вопроса следует сначала выяснить порядок образования комиссии по трудовым спорам (далее – КТС) (статья 384 ТК РФ), ознакомиться с её составом. Особое внимание обратить на обязательность составления протоколов заседаний КТС, наличие печати КТС.

На основании протоколов заседаний КТС и других имеющихся материалов проанализировать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров (статьи 387-389 ТК РФ).

Необходимо выяснить, обращались ли работники за разрешением трудовых споров в судебные органы, в том числе по вопросам обжалования решения КТС (статья 390 ТК РФ), характер таких споров. При наличии таких обращений изучить документы рассмотренных индивидуальных трудовых споров в судах (статья 391 ТК РФ), выяснить, как исполняются решения о восстановлении на работе (статья 396 ТК РФ), об удовлетворении денежных требований работника (статья 395 ТК РФ) и др.

Ознакомиться с формами участия профсоюзного комитета в урегулировании разногласий между работником и работодателем, а также в рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

 _________                                                                                                                           

            Методические рекомендации подготовлены в правовом отделе и отделе по вопросам общего образования аппарата ЦК Профсоюза с учетом материалов правовых инспекций труда Башкирской республиканской и Архангельской областной территориальных организаций Профсоюза; одобрены Советом по правовой работе при ЦК Профсоюза (решение Совета по правовой работе от 27-30 ноября 2007 г.).



Ссылки на федеральные законы, иные нормативные правовые акты в Рекомендациях и приложениях к ним  указываются, как правило, по дате их первоначального принятия и должны применяться с учетом всех последующих их изменений и дополнений.