Индекс материала
Социальное партнерство в сфере образования
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
Все страницы


 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Скачать в формате WORD

Под редакцией  заместителя Председателя Профсоюза Куприяновой Т.В.и секретаря ЦК Профсоюза В.П.Юдина 

Авдеенко М.В., Алешина Т.М., Понкратова В.Н. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие. Москва, Издательство МГОУ, 2006. 60с. 

 

В пособии раскрываются правовые и организационные основы социального партнерства в сфере образования, в т.ч. в образовательных учреждениях. Показана роль профсоюзной организации, ее выборных профсоюзных органов в ходе подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров в образовательном учреждении в соответствии с Уставом Профсоюза и законодательством РФ. Особое внимание уделяется практике социального партнерства, обобщению опыта работы профсоюзных организаций. Учебное пособие призвано помочь профсоюзным комитетам образовательных учреждений в работе по развитию социального партнерства.      


          

Содержание 


Предисловие

4

1. Роль социального диалога в практике профсоюзной работы

5

2. Практика договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования

9

         3. ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

3.1. Примерная структура коллективного договора образовательного учреждения

21

3.2. Примерное положение об оплате труда работников образовательного учреждения

42

3.3. Перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования

50

3.4. Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в вооруженных силах

54

3.5. Примерное положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образования

58

3.6. СХЕМЫ:- Почему надо заключать коллективный договор…….- Состояние социального партнерства в  образовании - Система социального партнерства в сфере российской образования -Система социального партнерства на муниципальном уровне - Система социального партнерства на федеральном уровне - Система социального партнерства на уровне образовательного учреждения

 66 67 68 69 70 71 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 


Развитие системы социального партнерства в сфере образования является одним из важнейших направлений деятельности Профсоюза.

За последнее время существенно возрос потенциал  социального партнерства в отрасли как фактор, стабильно влияющий на повышение уровня защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

По сравнению с 2000 годом  возросло количество региональных соглашений, действующих в субъектах РФ, с 76 % до 86%. Территориальные соглашения действуют в 2106 муниципальных образованиях, что составляет 89 % от общего количества территориальных организаций Профсоюза, коллективные договоры заключены в 88% образовательных учреждений, в которых имеются профсоюзные организации, тогда как в 2000 годах - в  72 % образовательных учреждений были заключены колдоговора.

Сегодня 90% школ имеют профсоюзные организации, в 90% из них заключены коллективные договоры.

Все педвузы имеют профсоюзные организации, в 95% из них заключены коллективные договоры.

В целом же 76% учреждений ВПО имеют профсоюзные организации, в 89 % из них заключены коллективные договоры.48% учреждений СПО имеют профсоюзные организации, в 81% из них заключены коллективные договоры.

26% учреждений НПО имеют профсоюзные организации, в 75 % из них заключены коллективные договоры.

Благодаря развитию социального диалога в большинстве субъектов РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений  путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе молодым учителям и по результатам аттестации педагогических работников.

С помощью соглашений и коллективных договоров на территориальном и локальном уровнях решаются вопросы лечения и оздоровления работников, обеспечения  занятости работников образования, контроля за перепрофилированием высвобождаемых зданий и сооружений образовательных учреждений,  за процессом высвобождения работников (в том числе массового  высвобождения) при взаимодействии с центрами занятости населения, создания условий переподготовки и переквалификации педагогических кадров,  высвобождающихся в  порядке сокращения, по оказанию помощи в их трудоустройстве и др. 

Существенной проблемой в развитии социального партнерства является нерешенность в полной мере вопроса о полномочности органов управления образованием, включая Министерство образования и науки РФ, заключать соглашения на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.Профсоюз для решения названной проблемы подготовил и направил в государственную думу РФ свои предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ для законодательного закрепления нормы об обязательном участии в социальном партнерстве в интересах образовательных учреждений соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Предполагается рассмотрение указанных поправок в весеннюю сессию.

На наш взгляд, медленно решается вопрос по созданию полномочных объединений работодателей в отрасли, тогда как, например, российские союзы ректоров и директоров ссузов уже сегодня могли бы ответственно влиять на социально-экономическую политику в отрасли, являясь полноправными членами РТК как представители всероссийских объединений работодателей в отрасли. Требуется совершенствование структуры, функционирования и управления системой социального партнерства в отрасли с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе в связи с передачей на региональный уровень учреждений начального и среднего профессионального образования.  Заместитель Председателя Профсоюза,


Сопредседатель Отраслевой комиссии                       Т.В.КУПРИЯНОВА           


1. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ПРАКТИКЕ ПРОФСОЮЗНОЙ РАБОТЫ

Одним из основных направлений деятельности Профсоюза на современном этапе является развитие социального диалога для разрешения социально-трудовых отношений как элемента демократического, социального государства. В странах Западной Европы элементы социального партнерства стали неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений в результате длительной эволюции. На смену конфронтации труда и капитала постепенно пришло соревнование, а затем и социальный диалог сторон. Этот диалог стал необходимым компонентом социального мира и экономического процветания. Важно, что необходимость постоянного и плодотворного диалога признается не только на уровне государств, но и на уровне организаций.

В России же социальное партнерство стало формироваться сверху как один из элементов социально-экономической модернизации, повторяющий западный опыт становления рыночной экономики, но без учета специфики страны, ее особенностей, а также современных мировых тенденций. Структура социального партнерства в России начала складываться до формирования объединений самих социальных партнеров.

Нынешняя правовая база закрепляет структуру социального партнерства. Если не углубляться в детали, то она подразумевает непременное достижение согласия между партнерами в лице государства, работодателя и профсоюза, а то, чего не сумели добиться стороны, выносится в протоколы разногласий (например, действующее Генеральное соглашение, где все вопросы бюджетной сферы вынесены в протокол разногласий). Однако уже длительное время профсоюзы Европы используют несколько иной подход: не социальное партнерство, а социальный диалог, т.е. систему, целью которой является достижение соглашения на основе баланса сил. Под социальным диалогом подразумевается наличие и использование этих сил безо всяких политических примесей. Алгоритм этого диалога простой: поговорили, не смогли договориться, побастовали, снова начали переговоры.

Поэтому при всей важности изучения зарубежного опыта становления социального партнерства его реализация будет эффективной только при условии учета особенностей России и специфики ее вхождения в цивилизованные рыночные отношения.

Реальное развитие системы партнерских отношений в сфере образования началось только в 90-х годах ХХ века практически с нуля, поскольку в советское время считалось нецелесообразным распространение коллективных договоров и соглашений на бюджетную сферу.  Более того, становление системы социального партнерства в отрасли проходило в сложных социально-экономических условиях: спада производства, массовой безработицы, роста цен, отсутствия целенаправленной кадровой политики в отрасли, явно заниженной оценки труда учителей, преподавателей по сравнению с другими секторами экономики, старения педагогических и преподавательских кадров, невостребованности выпускников образовательных учреждений, попыток приватизации вузов, необходимости реализовывать на практике бесконечные программы реформирования образования, многочисленных нарушений трудовых прав работников, связанных с задержками выплаты заработной платы и др.

В таких условиях отраслевой Профсоюз, начиная с 1991 года, свои основные уставные цели и задачи деятельности по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования и студентов  стал реализовывать, в первую очередь, через механизмы  социального  партнерства.

Сегодня можно констатировать, что в отрасли сложилась система по заключению соглашений и коллективных договоров на федеральном (Отраслевое тарифное соглашение), региональном, территориальном  и локальном уровнях (коллективные договоры  в образовательных учреждениях всех типов и видов), которая получает все большее развитие.

Начиная с 1997 года, в ЦК Профсоюза совместно с отраслевым министерством зарегистрировано 211 региональных соглашений, в т.ч. В текущем году действуют 75 зарегистрированных региональных соглашения (96,0 %). Расширяется практика заключения  территориальных соглашений на муниципальном уровне (89%), а в 26 субъектах РФ соглашения такого уровня заключены во всех муниципальных образованиях. В 2005 году, в среднем, в 88% образовательных учреждениях действуют коллективные договоры.

В рамках реализации региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров в последние годы удалось  в определенной степени повысить заработную плату, в основном за счет формирования надтарифного фонда, в том числе за счет внебюджетных средств, что привело к некоторой стабилизации работы образовательных учреждений;  в 2001-2005 годах более чем в 50 субъектах РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений  путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе и молодым учителям.

За последние годы были рассмотрены вопросы социального партнерства на Пленуме ЦК Профсоюза, Всероссийском совещании председателей территориальных комитетов Профсоюза и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Президиуме ЦК Профсоюза.

Пристальное внимание ЦК Профсоюза к проблеме развития социального партнерства в отрасли обусловлено следующим. Во-первых, в Трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, законодателем серьезно повышена роль социального партнерства. Впервые появился целый раздел, полностью посвященный социальному партнерству, впервые в кодексе дается определение социального партнерства как системы, включающей в себя все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные, не носящие правового характера.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

Более чем в ста статьях Трудового кодекса РФ идет ссылка на коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении.

Во-вторых, со стороны федеральных органов власти усиливается тенденция передачи полномочий по обеспечению социально-трудовых гарантий и предоставлению льгот с федерального уровня на региональный и даже муниципальный (в установлении уровней ставок и окладов, надбавок работникам образования, в предоставлении коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, в определении порядка проведения аттестации педагогических кадров и др.).

В таких условиях представляется необходимым активизировать работу территориальных организаций Профсоюза по колдоговорному регулированию, чтобы подготовить профсоюзный актив профессионально и грамотно отстаивать социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования на региональном, территориальном и локальном уровнях.

Следует отметить, что современное состояние договорного регулирования трудовых отношений в отрасли характеризуется еще во многом декларативностью и недостаточной содержательностью соглашений и колдоговоров, их необязательностью и отсутствием необходимых санкций за их несоблюдение. Это происходит по причине того, что зачастую федеральные и региональные органы государственной власти уходят от ответственности за реализацию конституционных гарантий прав граждан в сфере образования, за обеспечение стабильного финансирования школ и принятых на себя обязательств в рамках соглашений и колдоговоров. В таких условиях Профсоюзу многократно приходилось использовать такие крайние формы борьбы за социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования как всероссийские акции протеста, митинги, пикеты и забастовки.

Кроме того, сдерживающими  факторами развития процесса социального партнерства в сфере образования являются также: 

- медленное становление представительных органов работодателей в отрасли (так, принятый в 2002 году Федеральный закон «Об объединениях работодателей»  не закрепляет специфику статуса работодателя в бюджетной сфере, несмотря на то что ЦК Профсоюза неоднократно давал свои замечания и предложения по закреплению этой специфики в законе);

- нерешенные в полной мере проблемы восстановления ответственности государства в сфере образования, разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении стабильного финансирования учреждений отрасли;

- крайне низкая финансовая обеспеченность положений коллективных договоров и соглашений всех уровней;

- отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли;

- неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  педагогических кадров и требованиями рынка труда;

- недостаточный уровень информационного обмена и координации работы по вопросам социального партнерства между Министерством образования и науки РФ и ЦК Профсоюза, между органами управления образованием и территориальными профсоюзными органами в субъектах РФ и др.

Все эти проблемы развития социального партнерства в отрасли в современных условиях требуют принципиально нового отношения социальных партнеров к заключению коллективных договоров и соглашений, их структуре и содержанию, правовому статусу и ответственности сторон за выполнение принимаемых обязательств, поскольку в соответствии с принятым Трудовым кодексом РФ государство берет на себя лишь минимум  обязательств по установлению прав и социальных гарантий для работников, передавая решение  важнейших  социально-трудовых вопросов непосредственно сторонам трудовых отношений - работодателю и работникам.

На наш взгляд, властным и общественным структурам, прежде всего Минобрнауки России, органам управления образованием субъектов РФ и органам местного самоуправления, нашим профсоюзным организациям следует занять более активную  позицию в отношении развития социального партнерства.

Немаловажными факторами в успешном развитии социального партнерства является повышение уровня информированности районных (городских), первичных профсоюзных организаций и рядовых членов Профсоюза об уставной деятельности центральных органов Профсоюза, используемых методах и результатах их работы.

В современных условиях развития российского образования социальный диалог может и должен стать средством обновления качества образования, включая вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования.