Социальное партнерство в сфере образования
Индекс материала
Социальное партнерство в сфере образования
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
Все страницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИКА ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Программой развития деятельности Профсоюза на период 2005-2010 годы, утвержденной постановлением V Съезда Профсоюза от 5 апреля 2005 г., в рамках реализации профсоюзной стратегии по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования определены следующие основные направления деятельности по развитию и совершенствованию системы социального партнерства: совершенствование структуры социального партнерства в отрасли, в том числе:

- урегулирование проблемы наличия в бюджетной сфере полномочной стороны работодателя путем законодательного закрепления нормы об обязательном участии в социальном партнерстве в интересах образовательных учреждений соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- совершенствование структуры, функционирования и управления системой социального партнерства в отрасли с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- повышение эффективности социального партнерства в целях усиления защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли, в том числе профессионального роста и повышения оплаты труда работников образования; 

- разработка и заключение соглашений и коллективных договоров, ориентированных на достижение конкретных результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли;

- формирование социального диалога в отрасли на основе участия сторон в реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Поставленные Съездом Профсоюза задачи в сфере развития социального партнерства применительно к текущему периоду могут быть конкретизированы по следующим основным мерам, осуществляемым ЦК Профсоюза и территориальными организациями Профсоюза. 


2.1. Урегулирование проблемы наличия в бюджетной сфере полномочной стороны работодателя путем законодательного закрепления нормы об обязательном участии в социальном партнерстве в интересах образовательных учреждений соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

В связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти, а также реформой федеративных отношений и местного самоуправления для бюджетной сферы возникли препятствия правового характера по участию в реализации принципов и форм социального партнерства, прежде всего по проведению коллективных переговоров и заключению соглашений на федеральном (отраслевом), региональном и территориальном уровнях.

Эти препятствия заключаются в том, что юридически отсутствует полномочная сторона работодателя в лице его представителя, способная ответственно принимать на себя обязательства в сфере социального партнерства.

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» практически не применяется в бюджетной сфере, поскольку, во-первых, объединения работодателей – государственных и муниципальных учреждений – вообще не создаются (по целому ряду причин), и, во-вторых, реальными распорядителями кредитов в бюджетных отраслях являются соответствующие государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Учитывая сложившуюся ситуацию, ЦК Профсоюза в октябре 2004 года подготовил и внес через ФНПР в Государственную Думу поправки к Трудовому кодексу РФ по уточнению и законодательному закреплению правового положения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления как работодателей и представителей работодателей в бюджетной сфере при реализации социального партнерства.

Кроме того, указанные поправки направлены на встраивание правовых норм, касающихся соглашений как правовых актов социального партнерства, в систематизированное  построение правового регулирования  социального партнерства, а также на закрепление особенностей по соглашениям в бюджетной сфере (по вопросам о содержании соглашений и сфере их действия) с учетом изменений в правовом регулировании в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.  Однако, до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ в целях закрепления правового положения федеральных органов исполнительной власти как работодателей и представителей работодателей в бюджетной сфере при реализации социального партнерства Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 августа 2005 года № 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне».Указанным постановлением Правительство Российской Федерации установило, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей – подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.

По нашему мнению, принятое постановление фактически лишает федеральные министерства бюджетной сферы, в том числе и Минобрнауки России, права заключать отраслевые соглашения на федеральном уровне, поскольку в ведении министерств практически нет организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возлагая обязанность заключать отраслевые соглашения на федеральные агентства.

Однако федеральные агентства  по своему статусу не могут определять государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в отрасли, а являются лишь органами, реализующими государственную политику соответствующей отрасли и управляющими имуществом подведомственным им организаций. Указанным постановлением резко ограничивается круг учреждений, которые могут подпадать под  действие отраслевого соглашения на федеральном уровне, к которым относятся только учреждения федерального подчинения.  Кроме того, установленное Правительством РФ правовое положение федеральных органов исполнительной власти  при реализации социального партнерства на федеральном уровне, на наш взгляд, не согласуется с понятием отраслевого соглашения, закрепленного в ст. 45 Трудового кодекса РФ, как правого акта,  определяющего общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли безотносительно к уровню их подведомственности.  Исходя из смысла определения отраслевого соглашения, данного в Трудовом Кодексе РФ, отраслевое соглашение призвано не только фиксировать действующие положения трудового законодательства, но и  определять общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли, установление которых в бюджетной сфере невозможно без принятия соответствующих нормативных правовых актов, в том числе ведомственных, что отнесено исключительно к компетенции соответствующих федеральных министерств, а не федеральных агентств и служб. Поэтому  в ближайшей перспективе потребует особой проработки вопрос о правовом статусе, сфере действия и соотношении  отраслевых соглашений федерального, регионального и территориального уровня в бюджетных отраслях. 


2.2. Совершенствование структуры, функционирования и управления системой социального партнерства в отрасли с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования

В 2005 году ЦК Профсоюза проводилась работа по возобновлению эффективного социального диалога на основе социального партнерства на федеральном уровне, который был фактически прерван из-за того, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Минобразование России было упразднено, а его функции по принятию нормативных правовых актов были переданы Минобрнауки России, по контролю и надзору в сфере образования – Рособрнадзору, провоприменительные функции, функции по оказанию государтсвенных услуг и управлению имуществом – Рособразованию.   Учитывая важность сохранения достигнутого уровня социального диалога в отрасли, дальнейшего развития и укрепления социального партнерства в сфере образования, ЦК Профсоюза  обратился во вновь созданное Министерство образования и науки РФ с предложением  подтвердить совместным решением Министерства и Профсоюза действие Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004 – 2006 годы,  подготовить и утвердить скорректированную редакцию плана мероприятий на 2005 год по выполнению этого Отраслевого соглашения.В результате Министерством образования и науки РФ была создана совместная рабочая группа, итогом работы которой стал протокол о намерениях по реализации Отраслевого соглашения по учреждениям Министерства образования Российской Федерации на 2004-2006 годы, подписанный сторонами 11 мая 2005 года № АФ-3/02пр/56.

В соответствии с указанным протоколом о намерениях Минобрнауки России приняло на себя обязательства бывшего Министерства образования РФ по выполнению Отраслевого соглашения на 2004-2006 годы с учетом изменений структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в протоколе Минобрнауки России и Профсоюз взяли на себя обязательства создать Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которой поручили подготовить и внести на утверждение Сторон проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения на 2004-2006 годы и начать разработку проекта нового отраслевого соглашения на 2006-2008 годы. 

9 июня 2005 года состоялось заседание Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, созданной приказом Минобрнауки России от 18 мая 2005 года. На заседании Отраслевой комиссией был одобрен проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004-2006 годы, приняты решения об организации работы по подготовке проекта отраслевого соглашения на 2006-2008 годы с указанием конкретных этапов работы, а также  образована рабочая группа по подготовке проекта нового отраслевого соглашения. 


2.3. Повышение эффективности социального партнерства в целях усиления защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли, в том числе профессионального роста и повышения оплаты труда работников образования

Повышение эффективности социального партнерства на федеральном уровне во многом связано с ходом реализации Отраслевого соглашения. Как показал анализ, социальный диалог на федеральном уровне в настоящее время характеризуется  нестабильностью и противоречивостью прежде всего из-за нерешенности вопроса законодательного закрепления в бюджетной сфере полномочного и ответственного представителя работодателя, а также проводимой административной реформы федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, несмотря на существующие трудности объективного характера, необходимо отметить, что реализация Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004 – 2006 годы в 2005 году продолжается. Министерство образования и науки РФ и Общероссийский Профсоюз образования подготовили и утвердили План мероприятий по выполнению Отраслевого соглашения, который  предусматривает комплекс мер по следующим основным направлениям:- продолжение совместной регистрации и анализа региональных соглашений и коллективных договоров вузов, в том числе через автоматизированный анализ Отраслевой лаборатории на базе Рязанской государственной радиотехнической академии;- подготовка сторонами рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по уточнению методики формирования субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование расходов для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе дополнительного образования, в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения и др.;- разработка сторонами рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по модели расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей;- создание совместных рабочих групп по вопросам формирования системы социальных норм и нормативов (стандартов) в сфере образования; совершенствования оплаты труда работников образования и сферы молодежной политики; разработки проекта положения о порядке аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений;- подготовка и согласование проекта ведомственного нормативного правового акта об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовки в учреждениях (организациях) системы образования- совместная разработка и утверждение в установленном порядке положения об особенностях режима рабочего времени работников образования;- разработка совместных предложений о порядке и условиях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; по определению единого порядка установления и предоставления действующих по состоянию на 31 декабря 2004 г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); по  созданию отраслевой профессиональной пенсионной системы с обязательным участием средств бюджетов всех уровней  и  иных источников;- обобщение отчетных материалов с анализом причин производственного травматизма за 2004 год и завершение подготовки правил по охране труда для кабинетов повышенной опасности общеобразовательных учреждений;- реализация Соглашения о взаимодействии Студенческого координационного совета Профсоюза с Рособразованием на 2005-2007 годы;  проведение совместного совещания Рособразования и Президиума ЦК Профсоюза с участием президиума Студенческого координационного совета Профсоюза  по рассмотрению итогов реализации комплекса мероприятий поорганизации оздоровительной, культурно-массовой, физкультурной и работы со студентами  в 2005 году, а также организации оздоровления обучающихся,  нуждающихся в социальной поддержке. 


2.4. Разработка и заключение соглашений и коллективных договоров, ориентированных на достижение конкретных результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли

По данным регистрации региональных соглашений, отчетов ТДКО-2  на сегодня действует 75 региональных соглашений (96%), 2106 территориальных соглашений (89%), 83813  коллективных договоров (88 %). Действующие соглашения и коллективные договоры в большинстве своем ориентированы на достижение конкретных результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.

В 2004 году более чем в 50 субъектах РФ через реализацию региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров профсоюзным организациям удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников, в т.ч. молодых учителей, сохранить или расширить ранее закрепленные льготы.Так, в Челябинской области за счет средств местных бюджетов установлены доплаты молодым специалистам в размере 40% в течение 3-х лет работы.В Читинской области в рамках выполнения регионального соглашения на 2004-2006 годы удалось добиться принятия постановления администрации области об установлении надбавок молодым специалистам учреждений образования, финансируемых из областного бюджета.

В Республике Северная Осетия-Алания территориальными соглашениями Правобережэного, Ардонского, Моздокского, Дигорского районов определены  доплаты молодым специалистам в размере 300 рублей в месяц в течение первых трех лет работы, в Моздокском районе - ежемесячные доплаты в размере 200 рублей студентам-заочникам педвузов, работающим в образовательных учреждениях района.

В г. Кинешма Ивановской области действует программа «Защита молодого учителя», в соответствии с которой молодым специалистам устанавливаются ежемесячные надбавки к заработной плате в размере 20 % в течение первых трех лет работы.

В Свердловской области молодым специалистам устанавливается оплата труда по первой квалификационной категории сроком на два года для работающих на селе и на один год – в городе.В Саратовской области молодые учителя получают надбавку к тарифной ставке (окладу) в размере 15-30 %.

К позитивным тенденциям в развитии социального партнерства, как и ранее, следует отнести расширение участия территориальных организаций Профсоюза в формировании  региональной социальной политики. Многие территориальные организации Профсоюза участвуют в законотворческой деятельности регионов, связанной с правами и льготами педагогических работников, принимают участие в формировании бюджетов.

Так, по предложению Законодательного Собрания Нижегородской области от обкома Профсоюза закреплен ответственный представитель для совместной работы с комитетом по социальным вопросам Собрания по подготовке проектов законодательных актов.

Башкирский реском Профсоюза сразу после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ начал проводить переговоры с Правительством, Госсобранием, Министерством труда и социальной защиты республики о сохранении действующих гарантий для работников образования и формировании средств в бюджете на эти цели; совместно с Министерством образования и Федерацией профсоюзов республики подготовил предложения в проект бюджета на 2005 год, предложения о внесении изменений в закон РБ «Об образовании», в законопроект «Об условиях оплаты труда работников образования». В результате на региональном уровне удалось сохранить все существовавшие доплаты, надбавки, компенсационные выплаты, действующие условия и порядок оплаты труда, в т.ч. и ЕТС.  С  помощью рескома и территориальными организациями проводится аналогичная работа.В Волгоградской области в ноябре 2004 года при активном участии обкома Профсоюза подготовлен и принят Закон «О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках».

В Омской области в июле 2004 г. издан Указ Губернатора «Об адресной поддержке в строительстве и приобретении жилья молодых специалистов, поступивших на работу в образовательные учреждения, расположенные на территории Омской области».

С целью развития и укрепления кадрового потенциала образовательных учреждений предметом договорного регулирования являются вопросы проведения аттестации педагогических и руководящих работников, осуществления кадровых мониторингов совместно с органами управления образованием (Краснодарский край, Читинская область и др.), подготовки проектов законодательных актов по закреплению молодых специалистов, проведения конкурсов профессионального мастерства, таких как «Учитель года» и др., улучшения жилищных условий работников отрасли, повышения их квалификации, лечения и оздоровления, осуществления экспериментальной деятельности, пенсионного обеспечения и др.

Во многих территориях положения региональных и территориальных соглашений предусматривают льготные процедуры прохождения аттестации и доплаты к квалификационным категориям. Так, в Ярославской области более 10 категорий педагогических работников пользуются льготами при прохождении аттестации.Представители профкомов практически повсеместно участвуют в работе аттестационных комиссий, в совершенствовании региональных форм и процедур аттестации.

В Республике Татарстан с целью совершенствования форм и процедур аттестации по предложению рескома Профсоюза было проведено анкетирование 2500 педагогических работников по формам и процедурам прохождения аттестации, к которым более всего аттестуемыми высказывались претензии.В Ардонском районе Республики Северная Осетия - Алания производится доплата в размере 20% ставки учителям, работающим в составе муниципальной аттестационной комиссии, а также руководителям районных методобъединений.

В Нижегородской области в 2004 году впервые из областного бюджета были выделены средства на санаторно-курортное лечение работников образования, что позволило оздоровить 1400 человек.Тюменский обком профсоюза добился выделения из резервного фонда Губернатора средств на приобретение санаторно-курортных путевок. В результате в 2003 году было оздоровлено 250 человек, а в 2004 – 400 человек.Рескому Профсоюза Республики Татарстан в 2004 году впервые за последние три года удалось добиться выделения средств из республиканского бюджета на санаторное лечение работников образования. Было выделено 1575 санаторных путевок. Бюджетом следующего года предусмотрено на эти цели 35млн. рублей.В Хабаровском крае в полном объеме используются средства из федерального бюджета на ежегодное оздоровление студентов, предоставляется адресная помощь для частичной компенсации затрат на проезд в общественном транспорте студентам и обучающимся учреждений профессионального образования. Положительно решаются вопросы оздоровления работников и их детей в техническом университете г.Комсомольска-на-Амуре, Хабаровской госакадемии экономики и права.

В Правобережном районе Республики Северная Осетия - Алания построено 3 учительских дома на 16 квартир. Согласно республиканскому соглашению очередность на получение жилья сохраняется и при выходе на пенсию.В г. Каменске Ростовской области в соответствии с территориальным соглашением ежегодно по 2 работника образования, не имеющих жилья, получают беспроцентную ссуду на строительство жилья.

Практически во всех районах Саратовской области, где проводятся эксперименты, педагогическим работникам установлены и выплачиваются надбавки от 10 до 25%. В 9 районах области установлены надбавки руководителям образовательных учреждений от 10 до 100%.В Калужской области региональным отраслевым соглашением установлены доплаты педагогическим работникам в размере 20 % от ставки (оклада) при подготовке новых дисциплин, вводимых в связи с изменением государственных учебных планов, а также за участие в экспериментах, за счет целевых средств бюджетов всех уровней.Согласно областному и территориальным соглашениям в Курской области установлены: доплаты руководителям и методистам методкабинетов от 30 до 50% должностного оклада, педагогическим работникам при подготовке новых дисциплин, вводимых в связи с изменением учебных планов – 20% ставки; выплата единовременных пособий в размере 3-х должностных окладов (ставок) работникам образования при выходе на пенсию по старости и инвалидности.

В Псковской области за счет средств областного бюджета установлены: ежемесячные доплаты к пенсии в объеме минимального размера оплаты труда педагогическим работникам, имеющим стаж по должности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории области не менее 15 лет; единовременное выходное пособие в пятикратном размере среднемесячной заработной платы педагогическим работникам при увольнении в связи с назначением пенсии и наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет.Установлены надбавки работникам образования за почетные звания, за  ученые степени кандидата и доктора наук (г. Москва, Белгородская, Вологодская, Саратовская, Томская, Тюменская, Читинская  области и др.).

Должное внимание в рамках социального партнерства уделяется вопросам охраны труда, обучению профактива, информационной работы, гарантий прав деятельности выборных профорганов и членов Профсоюза.

Так, в Ростовской области возрожден институт внештатной технической инспекции.

В Пермском госуниверситете профком добился выделения в смете расходов защищенной статьи «охрана труда» и консолидации средств факультетов на мероприятия по охране труда. Затраты по охране труда на одного работника университета составляют 2300 рублей.В Республике Марий-Эл реском Профсоюза совместно с республиканскими Министерством образования, Гострудинспекцией, Госкомитетом по профессиональному образованию, ректорами вузов в 2004 году проводили мероприятия по контролю за условиями и охраной труда в образовательных учреждениях, в том числе смотр по охране труда, смотр-конкурс уполномоченных по охране труда, проверку готовности общеобразовательных учреждений к новому учебному году, практические занятия с техническими инспекторами по осуществлению контроля за состоянием условий и охраны труда.Многими территориальными комитетами Профсоюза используются такие формы информационной работы как информационные сборники,  информационные бюллетени, издание газет, листовок (г. Москва, Вологодская, Свердловская области, республики Марий-Эл, Дагестан и др.), созданы профсоюзные Интернет–сайты (г. Москва, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области, Республика Башкортостан и др.).

В Ростовской области  обком Профсоюза и министерство образования области договорились об использовании профкомами электронной почты органов управления образованием для своевременного обеспечения профактива необходимой информацией и документами, осуществляется компьютеризация районных и городских профкомов.Практически во всех территориях организована систематическая учеба профактива по различным направлениям профсоюзной деятельности.

В Свердловской области в соответствии с региональным отраслевым соглашением руководящим работникам лицеев, колледжей, гимназий, являющимся членами Профсоюза, повышены на 15 % должностные оклады, а педагогическим работникам, избранным председателями профкомов, выплачивается надбавка до 30% от заработной платы.

В Калужской области неосвобожденным председателям первичных профсоюзных организаций в соответствии в колдоговорами производится доплата из надтарифного фонда до 30% тарифной ставки.

С целью разработки и заключения соглашений и коллективных договоров, ориентированных на достижение конкретных результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли, стимулирования заинтересованности работодателей в развитии социального партнерства в ряде регионов проводятся конкурсы «Лучший коллективный договор (соглашение)» (республики Башкортостан, Калмыкия, Архангельская, Астраханская, Волгоградская,  Иркутская, Нижегородская, Свердловская, Читинская области и др.), создаются социальные паспорта коллективов (или паспорта социальной напряженности) (Краснодарский край, Волгоградская, Читинская области и др.), заключаются трехсторонние региональные и территориальные соглашения, где наряду с соответствующими профсоюзными организациями и органами управления образования третьей стороной соглашений являются либо органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, либо советы руководителей образовательных учреждений.Так, Алтайская краевая организация профсоюза в 2004 году учредила премию «За активное сотрудничество с профсоюзом», лауреатами которой стали ректор Алтайского госуниверситета Ю.Ф. Кирюшин, директор Барнаульского государственного профессионально-педагогического колледжа А.С. Кузьмичев, директор Славгородского педколледжа А.С. Дмитриченков, заведующий отделом образования Тальменского района Е.В. Рожков, глава администрации г. Заринска В.Г. Бабушкин, глава администрации Кулундинского района А.Н. Лукьянов.

В Пермской области обкомом Профсоюза совместно с Комитетом по образованию и науке проведена конференция по вопросам организации и развития социального партнерства с участием органов управления образованием, директоров школ с целью мотивации участия работодателей в развитии социального партнерства.

В Астраханской, Иркутской, Читинской областях проводится работа по созданию  органов работодателей в сфере образования, в которые входят образовательные учреждения разных типов. В Иркутской области одной из сторон региональных отраслевых соглашений по учреждениям образования на 2001-2003 г.г. и 2005-2007 г.г. наряду с обкомом Профсоюза и Главным управлением общего и профессионального образования является областной совет руководителей  учреждений  общего и начального профессионального образования.Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям образования Калининградской области на 2002-2004 годы в том числе подписано вице-губернатором области. В Московской области большинство территориальных соглашений являются трехсторонними, третьей стороной которых являются районные и городские администрации.

Существует практика заключения таких же трехсторонних территориальных соглашений в Волгоградской, Иркутской, Свердловской и других  областях.

Региональное отраслевое соглашение по учреждениям образования Пермской области на 2004-2006 годы традиционно подписано двумя сторонами и согласовано с заместителем губернатора области.Приведенные выше примеры – это далеко не полный перечень направлений деятельности и практических достижений территориальных организаций Профсоюза в рамках реализации коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений, а лишь дополнение к тому, что отмечалось в справке за 2003 год. Только в Краснодарском крае в общей сложности в коллективных договорах и соглашениях предусмотрено более 80 дополнительных льгот и гарантий для работников образования (премии по итогам года, ко Дню учителя, единовременные пособия молодым учителям и при выходе на пенсию, обеспечение проездными документами, компенсации стоимости содержания детей в ДОУ и др.).

Отмечая вполне определенный положительный опыт в реализации социального партнерства на региональном и территориальном уровнях, следует обратить внимание на некоторые проблемы.
Низкими остаются показатели по заключению территориальных соглашений в Камчатской области (из 5 территориальных организаций только в одной заключено территориальное соглашение), коллективных договоров в Архангельской (66%), Магаданской (22%), Камчатской (32%), Сахалинской (46 %), Тверской (55 %), Ивановской (63 %) областях, республиках Удмуртия (66 %), Карелия (66 %).  Территориальные организации Профсоюза в течение ряда лет объясняют такое положение или низкой заинтересованностью работодателей, или малочисленностью организаций, тогда как при тех же условиях в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Астраханской, Саратовской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Курганской, Челябинской, Омской, Новосибирской, Томской и других областях практически все первичные организации имеют коллективные договоры. В 46 территориальных организациях Профсоюза (из 78) охват территориальными (районными, городскими) соглашениями составляет 100%.

Вместе с тем, в Ярославской области, где принят областной закон «О социальном партнерстве», и губернатором области инициировано проведение конкурса «Лучшее предприятие по социальному партнерству», из 20 территориальных организаций только в 8 заключены соглашения, и только в 42 % первичных организациях заключены коллективные договоры. Отмечая, что недостаточная заинтересованность стороны работодателя в большинстве своем связана с отсутствием юридического закрепления ее полномочности на всех уровнях социального партнерства, что является определенным препятствием в поступательном и результативном развитии социального партнерства в сфере образования, только несколько территорий проводят соответствующую работу с органами законодательной власти  либо инициируют проведение такой работы. Такое же положение и с созданием объединений работодателей. Многим территориальным организациям не удается в установленные сроки подготовить и подписать соглашения по причине затягивания или уклонения от переговоров партнеров, а то и полного игнорирования инициативы профсоюзной стороны сесть за стол переговоров.Сегодня вряд ли возможно назвать территорию, где в полном объеме выполнялись бы обязательства, принятые на себя работодателем.

В то же время нет ни одной территории, где привлекались бы к ответственности лица, виновные в уклонении от переговоров, не выполняющие или нарушающие принятые на себя обязательства, т.е. контроль за реализацией соглашений и коллективных договоров нельзя в этом плане назвать действенным и принципиальным.Недостаточно активно используются такие направления, как формирование региональной кадровой политики  в сфере образования (в том числе проведение кадровых мониторингов, изучение прогноза потребности педагогических кадров, вопросов их подготовки, трудоустройства, повышения квалификации, условий труда, включая проведение экспериментов и т.д.), участие в формировании региональной законодательной базы в сфере образования.  Следует обратить внимание и на содержание аналитических записок по итогам колдоговорной кампании, направляемых в ЦК Профсоюза, которые по большинству территорий в лучшем случае содержат описание выполнения тех или иных направлений соглашений или коллективных договоров, чаще наиболее удачных, но практически не содержат анализа имеющихся проблем и предложений по совершенствованию социального партнерства.Для оказания практической помощи территориальным и первичным профсоюзным организациям  публикуем  разработанный специалистами ЦК Профсоюза макет коллективного договора общеобразовательного учреждения, который может быть использован для подготовки проекта коллективного договора в образовательных учреждениях сферы дошкольного и общего образования.