В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников и 2023 год объявлен в стране годом педагога и наставника. В документе сообщается, что Год педагога и наставника утверждён «в целях признания особого статуса педагогических работников».
Этой цели служит создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта «Образование». Одним из ключевых направлений создания системы стало развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников общего, среднего профессионального и дополнительного образования.
В декабре 2021 года Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования подготовило методические рекомендации по разработке и внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Документ определяет основные принципы и контуры системы наставничества, необходимые ресурсы для ее реализации, а также формы и виды наставничества.
Важнейшей особенностью внедряемой системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный и персонализированный характер, ориентирована на конкретного педагога и призвана решать в первую очередь его личностные, профессиональные и социальные проблемы, имеет гибкую структуру учета особенностей преодоления затруднений наставляемого и интенсивность решения тех или иных запросов педагога.
Таким образом, сделан шаг в сторону решения главной проблемы наставничества в образовании на сегодняшний день – неопределенность его концептуально-методологического и нормативного правового статуса, что существенно затрудняет его «превращение» в широкое социально-педагогическое явление.
Конечно, при этом важно и создание условий для повышения квалификации и профессионального роста, а также материальная поддержка в виде различных доплат к заработной плате, пособий и иных выплат.
Однако, прежде всего, хочется отметить, что Профсоюз одной из своих приоритетных задач ставит своевременное и оперативное оказание необходимой поддержки педагогическому сообществу и в особенности тем, кто только начинает свой профессиональный путь – молодым специалистам.
И область наставничества не стала исключением. Традиционно работа с лидерами первичных профсоюзных организаций нацелена и на передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников.
Одной из перспективных форм наставничества на протяжении почти двух десятилетий является работа молодежного объединения работников образования г. Сургута «МОРОС». Ежегодно его состав пополняется новыми молодыми активными педагогами.